ЧТО ТАКОЕ ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД ШКОЛЫ? |
|
Сегодня публичная отчетность вводится на всех уровнях системы управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения.
Обычно при обсуждении темы публичного доклада с «профессионалами» (специалисты органов управления, администрация школы, педагоги) особое внимание уделяется обоснованию важности Доклада с точки зрения обеспечения информационной открытости и прозрачности общеобразовательного учреждения. Надо полагать, что общественных управляющих нет необходимости убеждать в этом. Не так давно они сами испытывали дефицит информации о деятельности школы и потребность узнать больше о школе, ее успехах и проблемах, во многом определила их желание стать общественным управляющим. Есть основания также считать, что информирование общественности об объективном положении дел в школе – является одним из обязательств школьных управляющих (обязанностей, составная часть «мандата», важная составляющая ответственности) перед сообществом, выбравшим общественных управляющих в Совет.
Подготовка и распространение Доклада рассматривается как необходимая функция органа управления образовательным учреждением). В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (пп. 3, п. 4 ст. 32). Учреждение предоставляет учредителю и общественности ежегодный отчет.
Управляющий Совет школы участвует в подготовке публичного отчета, утверждает его итоговую версию и организует презентацию и распространение.
Основные вопросы, рассматриваемые в Докладе:
· Что из себя представляет школа и в чем ее отличие от других учебных заведений?
· Каковы цели школы на ближайшую перспективу?
· Каков уровень ресурсного обеспечения школы, условия организации образовательного процесса?
· Как используются имеющиеся ресурсы и поступающие средства?
· Каковы достижения школы, результаты воспитания и обучения?
· Что планируется сделать для улучшения условий обучения и повышения качества образования?
Знакомство с докладом, а в идеале включение в процесс его обсуждения важно для учащихся школы, позволяет им осознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни школы.
Решая задачи построения диалога с общественностью, Публичный доклад не может рассматриваться исключительно как качественная презентация (яркий «буклет»). Указанный диалог должен носить содержательный характер. Поэтому очень важно обратить внимание на другую (наряду с презентационной) сторону доклада – аналитическую. Публичная отчетность органа управления является необходимым элементом системы управления, ориентированного на результат. Сегодня, к сожалению, значительное число управленческих решений принимается на основе субъективных оценок и представлений.
Доклад школы представляет результаты комплексного анализа (оценки) оценки деятельности учреждения за год. Проведение анализа имеет своей основной целью выявление прогресса школы в достижении заявленных целей, определение существующих на этом пути проблем и обоснование путей их решения. Очень важно, чтобы проводимый анализ был направлен не только на получении данных о положении дел, но содержал оценки достижений и проблем, создавал основу для принятия решений.
Сочетание в структуре Доклада, принципах и механизмах его подготовки - ответственной самооценки и внешней оценки, фиксирующих возможные недостатки, «точки роста», перспективы развития позволяет рассматривать Доклад как инструмент управления качеством образования.
Периодичность подготовки докладов (ежегодные) позволяет осуществлять мониторинг функционирования и развития системы образования, отслеживать результативность реализации управленческих решений.
Необходимо также обратить внимание на принципиальную связь Публичного доклада с Программой развития школы. Напомним, что управляющий совет школы участвует в разработке Программы развития и утверждает ее. Публичный доклад отражает динамику движения школы в достижении поставленных задачи и запланированных результатов, подготавливает решения о внесении корректив в Программу.
Таким образом, подготовка доклада - это:
· для Управляющего Совета – важный аспект его деятельности как органа управления, способ оценки эффективности принятых решений и подготовки новых;
· для школьных управляющих – прекрасная возможность лучше узнать и понять, как устроена, функционирует и развивается школа
· в контексте взаимодействия администрации и управляющего совета – способ согласования оценки состояния школы и перспективных целей ее развития.
Более подробно задачи, структура и порядок подготовки Публичного доклада раскрываются в Примерном положении о публичном докладе общеобразовательного учреждения, с которым мы рекомендуем Вам познакомиться.
Публичный доклад – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности школы, об основных результатах и проблемах ее функционирования и развития за отчетный период.